Сегодня в обществе возникает много вопросов к современному образованию. Несмотря на то, что во многих странах качество жизни улучшилось и образование стало более доступным для всех слоёв населения, кажется, что эффективность его только снижается. Даже дети с хорошими способностями к обучению часто жалуются на нежелание или неспособность усваивать материал.
Одной из причин возникновения трудностей в процессе получения образования является неправильный подход к техникам обучения. Самый важный навык, которым дети должны овладеть после окончания школы – умение учиться и, к сожалению, именно его многим не хватает.
Наиболее распространённые ошибки, которые часто допускают школьники и студенты, заключаются в следующем:
• Не слушать преподавателя, отвлекаться на занятии, в надежде, что всю информацию можно найти в Интернете.
• Не делать записи на занятиях и при самостоятельном изучении материала.
• Пытаться учить всё за день до экзамена.
Каждый, кто хоть раз был учеником, допускал эти ошибки, но их повторение на регулярной основе оказывает негативное влияние не только на успеваемость, но и на когнитивные функции. Дело в том, что в процессе обучения мы не только приобретаем набор знаний об окружающем мире, помогающий нам ориентироваться в жизни, но и тренируем мозг, укрепляем нейронные связи, развиваем способность мыслить критически. Поэтому пробелы в учебном процессе могут серьёзно влиять на жизнь человека в долгосрочной перспективе. В связи с этим просто необходимо обращать внимание не только на то, что мы учим, но и на то, как мы учимся.
Память принято делить на краткосрочную и долгосрочную. Всё, что происходит с нами за день, проходит через краткосрочную память, но в долгосрочную попадают только самые яркие и важные события. Объём краткосрочной память совсем не большой и если информация оттуда не перешла в разряд «важной» и не отложилась в долгосрочной памяти, то она вскоре забудется. Судьба полученной информации зависит непосредственно от действий ученика.
Нейропсихологи называют основные стратегии обучения, которые помогут эффективно усваивать информацию. Первостепенное значение имеет концентрация. Сегодня в поле нашего внимания одновременно находится множество событий, в основном благодаря Интернету и мобильным телефонам. Дело в том, что всё происходящее вокруг нас нагружает краткосрочную память, следовательно, шансы, что туда попадёт нужная информация, значительно уменьшаются. Чтобы усвоить материал в классе или дома, важно сфокусироваться на предмете, поэтому следует выделить время, когда все гаджеты будут отключены, а внимание полностью посвящено изучаемой теме.
Во-вторых, нужно помнить о классических способах обучения. Вот уже многие столетия создание конспектов доказывает свою эффективность. Не стоит заблуждаться, полагая, что письмо можно заменить аудиозаписями лекций или фотографиями слайдов. В процессе создания заметок информация структурируется и усваивается, активно создаются новые нейронные связи. Более того, задействуются одновременно несколько видов памяти: визуальная и сенсорная, что способствует долгосрочному запоминанию. Важно просматривать конспекты после занятия, через день и перед следующим занятием, чтобы закрепить результат.
Когда под рукой нет ни конспекта, ни учебника, нужно практиковать самостоятельную проверку знаний. Она состоит в попытке вспомнить изученный материал, возможно, с некоторыми деталями, и рассказать его самому себе (лучше всего вслух). Процессы, которые происходят в мозге, когда вы в спокойном состоянии и непривычной обстановке запрашиваете недавно изученную информацию, не только помогают знаниям переместиться в долгосрочную память, но и положительно влияют на работу многих когнитивных функций.
Изучение любого материала значительно облегчается с использованием этих приёмов. Стоит сказать, что умение правильно учиться необходимо в любом возрасте, поскольку постоянное развитие – это одно из главных составляющих успешного и счастливого человека.