Владение иностранным языком – это, наверное, один из самых полезных навыков, которому может научиться любой человек. Преимущества знания иностранного языка бесконечны: от практической пользы при путешествиях, до снижения риска болезни Альцгеймера. Вместе с тем считается, что для занятий языками нужно что-то вроде таланта, и если у вас нет врожденной предрасположенности, то сколько не сиди над учебниками, а дальше «привет, как дела?» не продвинешься. Это распространенное убеждение – не больше, чем миф, ведь овладение любым навыком требует много времени, упорства и техники, но нередко какой-либо из этих факторов, ускользает от внимания учеников.
Все хотят увидеть результат как можно быстрее. Приступая к изучению нового языка, мы поначалу не можем понять ничего из речи носителей – да что там – мы даже не может понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. Впоследствии слова и предложения начинают приобретать форму и смысл и, сами того не замечая, мы начинаем понимать большую часть беглой иностранной речи.
Преодолев этот порог, многие студенты забрасывают тетради и учебники и уходят в свободное плавание, продолжая изучать язык с помощью литературы, музыки и разговоров с носителями. К этому времени у человека вырабатывается интуитивное понимание языка, то есть, даже встречая неизвестное слово, он может понять его перевод, исходя из контекста. Это очень интересный феномен, только задумайтесь: начиная с механических действий вроде заучивания правил и многократного написания предложений с одинаковой структурой, человек словно создает в своём мозге «программное обеспечение» для обработки такого огромного массива, как иностранный язык.
Это возможно благодаря нашим метакогнитивным способностям – качествам, ответственным за контроль над процессами восприятия и обработки информации и возможностью сознательно контролировать эти процессы. Люди, у которых эти способности достаточно развиты, не просто пассивно впитывают информацию, а полностью контролируют свой процесс обучения, выбирая различные стратегии для выполнения трудных задач.

Это также прямо связано с мотивацией, ведь при возникновении трудностей, человек, знающий свои особенности, сможет проанализировать ситуацию и понять, что именно вызвало проблему и как с ней справиться. Если вы заметили, что любое затруднение отбивает всё желание учиться, а новые задания в первую очередь вызывают панику, то, возможно, вам стоит поработать над улучшением метакогнитивных навыков. Сделать это можно с помощью несложных практик, таких как ведение дневника, составление заметок и конспектов. Основная цель – с помощью саморефлексии проследить и понять, какие стратегии обучения оказались наиболее эффективными для вас. Подумайте о том, с чего вы начинали и в какие моменты вам удавалось продвинуться вперед, а что вызывало трудности. Иными словами, активно отслеживайте свои успехи и неудачи и подмечайте обстоятельства, которые привели вас к ним.
А пока вы работаете над развитием своих метакогнитивных способностей, попробуйте подойти к изучению иностранного языка с помощью стратегий, которые по мнению лингвистов подходят всем и помогут вам продвинуться вперед вне зависимости от того, на каком уровне владения иностранным языком вы находитесь.
- Найдите тексты, соответствующие вашему языковому уровню, и читайте их каждый день, хотя бы по несколько предложений. Это поможет вам привыкнуть к грамматической и синтаксической структуре языка.
- Слушайте и повторяйте. Если вы не живете в стране изучаемого языка, то вам понадобится довольно много времени, чтобы привыкнуть воспринимать быструю речь носителей на слух. Начинайте с малого: слушайте песни или смотрите небольшие видео на изучаемом языке, а после пытайтесь повторить слова и фразы, копируя акцент и интонацию. Не бойтесь повторять звуки утрировано, рычать и шепелявить – со временем эта «глыба» звуков приобретет огранку и станет звучать более плавно.
- Используйте любую возможность, чтобы практиковать разговорную речь. Подружитесь с носителями языка и попросите их помочь вам в изучении. К счастью, существует множество приложений и сайтов для языкового обмена.
Главное – не бойтесь ошибаться! Чем больше вас будут исправлять, тем скорее вы научитесь говорить правильно. И помните: для освоения любого навыка нужно прикладывать немало усилий. Но игра всегда стоит свеч!