Первые исследования детско-родительских отношений с точки зрения теории привязанности проводились в 1960-70-е годы Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт, которые разработали теорию привязанности, где рассматривали ее, как тесную, индивидуально направленную эмоциональную связь между ребенком и матерью. Было установлено, что привязанность ребенка к матери, которая формируется в младенчестве, сохраняет свою первостепенную роль и значение на протяжении всей жизни человека. Она оказывает серьезное влияние как на межличностные процессы, так и все познавательные процессы в целом.
В конце 1980-х данная концепция была применена ко взрослым, состоящим в романтических отношениях. Синди Хазан и Филипп Шейвер выявили, что привязанность между двумя влюбленными в какой-то степени схожа с привязанностью между ребенком и матерью. Это может проявляться в необходимости проводить достаточно большое количество времени вместе, и чувствовать беспокойство и одиночество, находясь порознь.
Что касается типа привязанности, он зависит от индивидуальных установок и ожиданий, которые считаются индивидуальной моделью, используемой для управления поведением в отношениях. Принято выделять здоровую привязанность — близкую эмоциональную связь, когда в ней есть необходимость, а также легкий уход из отношений или их разрыв. И нездоровую или больную привязанность — когда нет возможности спокойно уйти из любых отношений, это вызывает боль и понимание, что существовать в одиночку — невозможно.
Типы привязанности:
- Надежный. Люди с таким типом привязанности растут в счастливых семьях, где есть взаимное уважение, понимание, забота и любовь. В отношениях они открыты своему партнеру и легко ему доверяют, умеют строить близкие взаимоотношения и не боятся их. Несмотря на тесную связь с партнером, они достаточно самодостаточны для того, чтобы закончить отношения, не испытывая при этом боли или опустошения, к тому же, они могут остаться в хороших отношениях со своим партнером после разрыва.
- Тревожный. Такой тип привязанности формируется в семьях, где родители не могут обеспечить детей эмоциональной безопасностью. Он сам учится принимать решения, опираясь только на себя. Не рассчитывают на помощь со стороны и полагаются только на себя, ведь они привыкли к тому, что их некому поддерживать в трудные моменты. В партнерских отношениях они жаждут любви, внимания, заботы, которых недополучили в детстве. Они также являются созависимыми и желают постоянно получать подтверждение чувств партнера.
- Избегающе-отвергающий. В таких семьях мать склонна отвергать малыша, не удовлетворяя его потребности в любви, поэтому ребенок часто занимает позицию отстранения. Во взрослом возрасте люди могут делать вид, что близкие теплые отношения им вовсе не нужны, но это всего лишь маска, под которой прячется недолюбленный в детстве ребенок. Они предпочитают одиночество, но и оно не приносит им счастья.
- Тревожно-избегающий. Этот тип отмечается у людей, которые пережили серьезное физическое или эмоциональное насилие со стороны родителей в младшем возрасте. Им трудно быть любящими и открытыми, точнее, они не умеют быть такими, потому что у них не было примера перед глазами. Желание избегать любых отношений с людьми связано с боязнью быть преданными или униженными. Они считают себя недостойными хорошего отношения.
Таким образом, формирование партнерских отношений в зрелом возрасте напрямую зависит от того, какие отношения были у людей с матерью в детстве, именно эта связь накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь и имеет большое значение.