Ответная реакция, во-первых, помогает нам ещё раз убедиться в своем успехе, во-вторых, поднимает самооценку и, в-третьих, является особым социальным ритуалом, способствующим укреплению межличностных связей, благодаря открытому выражению уважения и восхищения результатами другого человека.
С психологической точки зрения признание также играет важную роль, поскольку является формирующим фактором в нашем детстве.
Одобрение родителей – главное вознаграждение для ребенка в начальные годы жизни. В этот период мы особенно нуждаемся в одобрении, поскольку это буквально единственный ориентир, который может указать нам что плохо, а что хорошо. Не получая признания, ребёнок чувствует себя незначительным, потерянным, и позже это состояние может перерасти в психологические проблемы различного рода.
Но потребность в признании не снижается с возрастом, а иногда и возрастает, потому что начинает выполнять не только психологическую, но и социологическую функцию. Достижения – это значительная часть нашей идентичности, ведь они служат сигналом о том, что нам нравится, что мы умеем делать хорошо и что больше всего ценим в жизни. Любое действие – трансляция определённой информации о себе, и, если в это действие было намеренно вложено много усилий, и оно было замечено и положительно отмечено окружающими, значит цель достигнута. Но если мы последовательно вкладываем силы в то, что остаётся как будто вне поля зрения остальных людей, мы начинаем сомневаться в ценности собственных усилий, даже в ценности своей личности, что порождает неуверенность, страхи и сомнения.
Получать признание приятно и даже необходимо всегда и всем, однако, не многие люди умеют и готовы это делать. По разным причинам они воздерживаются от комплиментов и похвалы, даже если вы того заслуживаете, поэтому нужно уметь распознавать ценность в своих действиях и уметь поддерживать себя самостоятельно. Если вы понимаете, что справились с задачей действительно хорошо, сконцентрируйтесь на этом чувстве и поблагодарите себя вслух за проделанную работу.
Неспособность признавать достижения других чаще всего кроется в психологических проблемах. Рассмотрим наиболее частые из них:
• Чрезмерно гордые люди, склонные к соперничеству, избегают комплиментов, особенно заслуженных. Они могут рассыпаться в хвалебных фразах человеку, который не сделал ничего значительного, но тот, кто действительно в чем-то преуспел, не услышит от них признания, поскольку в их глазах это будет выглядеть как поражение и нанесёт удар по их чувству собственного превосходства.
• Если человек не получал достаточно похвалы в детстве, ему будет очень сложно выражать признание другим. Во-первых, он попросту не научен так действовать, родители не воспитали в нём эту привычку. Во-вторых, очень сложно давать другим то, чего никогда не получал сам.
• Иногда хороший результат воспринимается как должное, то, что происходит почти само собой. Такая ситуация распространена в семьях с нарциссическими родителями, которые считают, что их дети обязаны быть лучшими во всем, и другой результат просто не приемлем, в то время как успехи – естественные события, не заслуживающие особого внимания.
• Люди могут сознательно избегать комплиментов, если считают, что человек, получивший похвалу, может зазнаться.
• Если человек открыто отрицает потребность в признании, то, вероятно, с этим связана его личная травма. Такие люди могут не понимать или не признавать важность этого процесса, поэтому не будут готовы поддержать даже близких людей.
• Высокомерные люди воспринимают признание и похвалу как должное, но не чувствуют надобности отвечать тем же. Из-за эгоцентричного склада личности им даже не приходит в голову, что достижения других людей заслуживают их похвалы.
Эти проблемы достаточно распространены, поэтому многие люди испытывают трудности в искреннем признании чужих успехов. Не стоит волноваться, если окружающие не спешат поздравлять и хвалить вас, ведь, скорее всего, проблема заключается в них самих.