Если вы воспитываете детей исключительно в строгости, вы мешаете им учиться самодисциплине и ответственности, если даете им полную свободу и ни в чем не ограничиваете — ребенок будет расти избалованным и неуправляемым, что может доставлять много проблем, особенно в подростковом возрасте.
Воспитание — это тяжелый труд, а его методы — обширная тема с десятками разных подходов. Главная проблема заключается в том, чтобы найти золотую середину между двумя противоположными методами: держать детей в строгости или следовать концепции полной свободы. Любые крайности приведут к печальным последствиям, детским травмам и родительским проблемам. Родителям могут помочь концепции, связанные с эмоциональным интеллектом, которые сориентируют и направят в нужную сторону.
Для начала разберемся с терминами, эмоциональный интеллект — это сумма навыков и способностей человека, которая помогает ему распознавать эмоции, понимать намерения, желания, мотивацию поступков других людей под призмой их эмоций и реакций, а также способность управлять своими эмоциями и уметь их вовремя сдержать, если это необходимо. Люди с развитым эмоциональным интеллектом правильно истолковывают обстановку и имеют над ней контроль, интуитивно чувствуют эмоции других людей и умеют не поддаваться стрессу и провокациям, владея ситуацией.
Возникает вопрос, зачем родителю развивать эмоциональный интеллект и как это поможет в воспитании детей?
Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом: ”Как научить ребенка управлять эмоциями правильно?”, когда вы учите ребенка ходить, есть, писать — вы не задаетесь этим вопросом, так как умеете это сами и для вас не составляет труда поделиться своими знаниями и навыками с ребенком. С эмоциями концепция такая же, если вы эмоционально зрелые и ладите со своими эмоциями, как положительными, так и отрицательными, вы легко сможете научить этому. Работая над собой и развивая свой эмоциональный интеллект, родитель:
- учится говорить про эмоции, может объяснить, что и почему чувствует ребенок в той или иной ситуации;
- начинает лучше чувствовать своего ребенка, его реакции, становятся понятными причины и последствия детского поведения;
- знает способы управления эмоциями и способен научить этому своих детей, даже в самой сложной ситуации, родитель может быстро сориентироваться и исправить неправильную реакцию, помогает справиться с эмоцией, чтобы ребенок контролировал ее, а не она управляла им.
Давайте рассмотрим пример:
Ребёнок приходит домой и со злостью бросает рюкзак на пол коридора. Мама непременно реагирует на это. Она видит и уважает его гнев, но корректирует его поведение. “Дорогой, я вижу и понимаю что ты злишься, но нельзя бросать вещи на пол, пожалуйста положи рюкзак на место.” Мальчик вешает рюкзак в шкаф, подходит к маме и с грустным видом рассказывает, что его тетрадь с домашним заданием порвали старшеклассники. Мама слушает и сопереживая говорит: “Это очень неприятно, я бы тоже разозлилась, я вижу ты расстроен, что тебе придётся делать домашнее задание заново.” Таким образом уважает чувства мальчика. Мальчик даёт обнять себя и тут же с энтузиазмом отвечает: “У меня же остались черновики с домашним заданием, я могу завести новую тетрадь и переписать задания”. Мама в ответ: “Отличная идея, я была уверена, что ты найдешь выход! Тебе нужна моя помощь?”. Мальчик попросил поесть, а мама рядом с ним садится пока он ест. Таким образом мальчик чувствует, что его понимают и поддерживают и рядом мама, которая принимает его со всеми его проявлениями чувств.
И другой вариант:
Мама пытается исправить чувства мальчика, но не его поведение. После того как мальчик бросил рюкзак она кричит на него: “Ты что с ума сошёл? Что с тобой не так? Что это за поведение? Иди в свою комнату и не выходи пока не успокоишься! Таким образом заставляя стыдится своего гнева, а не своего поведения. Он чувствует себя одиноким и за одно узнал, что не безопасно выражать свои чувства маме, которая его не понимает. Он злится ещё больше и вымещает свою злость на младшем брате или на коте, выкидывает свой черновик и перестаёт хорошо учится назло маме и миру.
Эмоционально незрелые родители не хотят, чтобы ребенок активно выражал любые эмоции, особенно негативные: злился, агрессировал, грубил или обижался, они выбирают тактику подавления эмоций: ”Не плачь, не смейся слишком громко, не хами старшим, перестань нервничать, не кричи, будь тише” — ребенок чувствует, что его не понимают, не знает, что делать и как справиться. Поэтому родителям важно начать с себя, важно уважать эмоции, при этом регулируя их правилами. Важно объяснять детям, что нормально испытывать разные эмоции, это не постыдно, нужно лишь научиться ими правильно управлять, тогда ребенок будет чувствовать поддержку и уверенность в том, что он может исправить свои ошибки. Кроме того, родитель, который слушает, не читая лекций, может быть родителем, с которым ребенок хочет поговорить.
Эмпатия — исключительно важный инструмент воспитания, который доступен только эмоционально зрелым родителям, которые начинают воспитание детей с воспитания себя. Уважение чувств ребенка, способность направить и подсказать, что делать в трудной ситуации, как совладать с эмоциями, как быть их хозяином, а не рабом — это то, что поможет родителям быть для ребенка другом и наставником, которому можно доверять и у которого нужно учиться.