Мы знаем, что все проблемы и разногласия должны решаться путём диалога. Но что делать, если при попытке начать разговор, человек закрывается и совершенно не идёт на контакт? Проблема может крыться в коммуникативных стратегиях, которые часто используются в подобных ситуациях. Даже руководствуясь лучшими намерениями, мы не всегда можем интуитивно понимать, что и когда нужно говорить.
Психологи называют 4 важных ошибки, которые мешают установить контакт с человеком, который не хочет разговаривать.
- Ваши попытки начать разговор происходят в неподходящий момент. Правильный выбор времени и места является ключевым фактором в любой коммуникации. Конечно, мы не можем читать мысли других людей, чтобы понимать, когда у них есть настроение разговаривать, но мы можем выбирать более подходящие моменты, считывая невербальные сигналы и беря во внимание более широкий контекст. Например, если человек пришел с работы уставший, он со вздохом плюхается на диван и сидит несколько минут не переодеваясь, то, вероятно, это не лучшее время, чтобы разбираться, почему он не сделал то, о чем вы просили вчера. Таким образом, учитывая невербальные сигналы (мимику, жесты, тон голоса и т.д.) и контекст (вы знаете, что человек был на работе и устал), вы можете решить, в какой момент к нему лучше подходить с той или иной темой для разговора и какой будет его реакция. Чтобы выбрать как можно более подходящий момент, убедитесь, что человек более-менее свободен как физически, так и морально, то есть не погружён с головой в какое-либо дело; затем спросите, есть ли у него сейчас время, чтобы обсудить некоторые вопросы. Если вам дадут понять, что сейчас не лучший момент, спросите, когда он или она будут готовы уделить вам время.
- Вы начинаете разговор, переживая сильные негативные эмоции. Эмоции всегда находят способ проявления в вашем голосе, мимике, позе, поэтому если вы под их влиянием, лучше отложите разговор. Вы можете говорить хорошие, мирные вещи, но, если внутри вы переживаете раздражение или гнев, собеседник наверняка это почувствует и не вступит с вами в диалог. Перед тем как подходить к человеку с разговором, убедитесь, что совладали со своими эмоциями и можете вести беседу спокойно.
- Вы задаёте угрожающий тон определёнными выражениями. Это всем известные фразы вроде «Иди сюда, нам нужно поговорить». Так сложилось, что после этих слов никто не ожидает чего-то хорошего и заранее настраивается на неприятный диалог, из-за чего человек принимает защитную позу и закрывается ещё больше.
- Вы неправильно формулируете вопросы. Иногда на первый взгляд доброжелательные вопросы, например «О чём думаешь?» или «Что ты сейчас чувствуешь?» вызывают раздражение у людей, которым они адресованы, особенно если те не в настроении разговаривать. Лучшее, на что вы можете рассчитывать – шаблонные ответы, вроде «ни о чем» или «ничего». Подобная реакция является частью защитного механизма, когда человек чувствует, что хочет сохранить между вами дистанцию. Вопросы, сформулированные таким образом, явно демонстрируют желание проникнуть «внутрь» человека, а для закрытых людей это посягательство на личные границы. Вы всё ещё можете получить ответы на свои вопросы, изменив формулировку. Выскажите свои предположения о текущем состоянии человека, побуждая его подтвердить или опровергнуть ваши догадки. Например: Мне показалось, что ты выглядишь расстроенным. Может поговорим об этом?
- Вы выбираете тактику нападения. Это довольно распространённая практика, когда люди критикуют и обвиняют, думая, что таким образом помогают. Например, вы можете сказать заболевшему человеку «Я же говорил тебе носить шапку, конечно, ты заболел, сам ведь виноват». Вероятно, человек сам осознал свою ошибку, а подчёркивание его глупости лишь злит и отдаляет от вас. Очевидно, что люди не будут охотно идти с вами на контакт, если в ваших вопросах содержится издёвка, а в сожалениях – обвинение. Они также могут подсознательно находить в вашей речи эти сигналы и реагировать на них, даже если вы заложили в слова другой посыл.
Если вы хотите наладить контакт с человеком, который в данное время не выражает интереса в общении, следуйте совету психологов и выстаивайте свою речь следующим образом:
1) Демонстрируйте уважение к их времени, чувствам и эмоциям;
2) Не пытайтесь проникнуть слишком глубоко в их личное пространство;
3) Не фокусируйтесь на своём личном восприятии ситуации, позвольте человеку самому говорить о своих чувствах и мыслях.
Строить коммуникацию с закрытым человеком может быть очень сложно, но если вы действительно подходите к этой задачей с лучшими намерениями в душе, то с уважением и терпением вам удастся преодолеть любую стену.