Изучая романтические отношения, учёные пришли к выводу, что отзывчивость является ключевым фактором для построения здоровых и счастливых отношений. Отзывчивость в данном контексте стоит понимать, как способность человека выслушать проблемы, страхи, тревоги другого человека, проявить заботу и понимание, с уважением отнестись к его чувствам и эмоциям. Несмотря на то, что социологические и психологические исследования были сконцентрированы на изучении роли отзывчивости в парах, можно без сомнения сказать, что это важнейший навык для построения отношений любого рода. Когда человек делится чем-то личным и важным, он находится в очень уязвимом эмоциональном состоянии, которое можно исправить лишь проявлением эмпатии, сочувствия, понимания, словом, оказанием эмоциональной поддержки.
Отзывчивость важна для построения здоровых отношений с романтическим партнёром, друзьями, родителями и даже коллегами. Проявление отзывчивости не только улучшает связь между двумя людьми, но и оказывает благоприятное влияние на ментальное и физическое здоровье двух индивидов, задействованных в коммуникации. Человек, который может рассчитывать на отзывчивость, не копит эмоции, не испытывает внутреннего давления и не страдает от недостатка внимания.
Отзывчивый друг или партнёр помогает справляться с тревожностью и стрессом, в то время как недостаток понимания, наоборот, ведет к отчуждению и провоцирует появление стресса из-за ощущения холода в близких отношениях. В таких случаях недостаток понимания может приводить к бессоннице, тревожности, депрессии.
Быть отзывчивым очень просто на словах, но очень сложно на деле. В процессе коммуникации мы сталкиваемся со множеством препятствий, которые мешают понять и поддержать человека, даже если мы очень сильно этого хотим. У каждого из нас свой способ выражения мыслей и свой способ восприятия чужой речи. Люди, которые привыкли справляться со стрессом с помощью юмора, будут говорить о своих эмоциях в похожем ключе, так, что окружающие могут воспринять буквально крик о помощи как очередную шутку. Другие люди, чувствуя искреннюю поддержку, начинают пользоваться отзывчивостью, раз за разом сваливая все свои проблемы на собеседника, но не желая давать свою ответную реакцию. Также из-за личностных расхождений мы все по-разному воспринимаем проявления отзывчивости. Некоторым просто хочется, чтобы их выслушали, другим важно получить совет, третьим нужен тактильный контакт и так далее. Поэтому, прежде чем научиться правильно принимать отзывчивость и быть отзывчивым, нужно потратить некоторое время на то, чтобы узнать особенности и предпочтения человека. Не менее важно, чтобы и он был готов получше узнать вас, после чего каждому необходимо сделать шаг навстречу друг другу в принятии наиболее продуктивного для вас обоих способа коммуникации.
Если вы недостаточно хорошо знаете человека, но чувствуете необходимость его поддержать, примените активное слушание. Этот способ применяется в психотерапии, позволяя специалистам лучше понимать эмоциональное состояние, чувства и мысли собеседника. Есть несколько техник активного слушания, но общие рекомендации включают в себя поддержание зрительного контакта, сигналы, передающие ваши согласие (вербальные и невербальные), расположение тела в пространстве прямо напротив собеседника. Таким образом вы демонстрируете человеку свою открытую позицию, готовность внимательно слушать всё, что он говорит и давать свою ответную реакцию. Также попробуйте задавать открытые вопросы, которые предполагают развёрнутый ответ, а не только да/нет. Просите собеседника уточнять детали, показывайте заинтересованность в теме.
Когда вы пытаетесь быть более отзывчивым, важно понимать, что даже в этом благородном деле вас могут ждать неудачи. Не все люди готовы принимать и понимать отзывчивость, не все понимают необходимость быть отзывчивым в ответ. Важно быть готовым к коммуникативным неудачам, но никогда не переставать слушать, понимать и поддерживать людей, особенно самых близких и дорогих.