Как нарциссы могут манипулировать вами с помощью не искренних извинений. 11 наиболее распространённых тактик, которыми пользуются нарциссы во время извинений.
Идеальных людей не существует – мы все совершаем ошибки, но что действительно имеет значение, так это то, как мы ведём себя после этого. Умение признавать ошибки и выносить из них ценные уроки – признак сильного и мудрого человека. Каждый может оступиться в любую минуту и своими словами и действиями ранить кого-то, неосознанно или под влиянием сильных эмоций. Важно уметь анализировать свои поступки, признавать неправоту и приносить искренние извинения обиженной стороне. Неумение извиняться может быть проявлением нарциссического расстройства.
Приоритетами нарцисса прежде всего являются собственное благосостоянии и поддержание социального имиджа. Постоянно нуждающиеся в похвале и возвышении, они просто терпеть не могут критики или обвинений в неправильном поведении, не говоря уже о том, что сами никогда не увидят своих изъянов. По этой причине их извинения часто неискренние, вынужденные, так что после них другой человек может чувствовать себя ещё более подавленно. Их извинения могут звучать неискренне из-за того, что их целью является не восстановление доверия и хороших отношений, а избежание ответственности за свои слова и действия, поиск оправданий и манипуляция.
Многим из нас извинения могут даваться с трудом, поскольку требуют внутренней работы, поэтому время от времени мы все выбираем не лучшие формулировки. Нарциссы же используют извинение как способ утвердиться в своей безупречности постоянно, поэтому их достаточно просто вычислить в конфликтных ситуациях. Обратите внимание на 11 наиболее распространённых тактик, которыми пользуются нарциссы во время извинений.
- Снижение уровня серьёзности. Человек утверждает, что в его поведении не было злого намерения, что ситуация как будто сама вышла из-под контроля.
-
- Я лишь пошутил.
-
- Я только пытался помочь.
-
- Я хотел сделать как лучше.
- Смещение вины. Таким образом они хотят заставить человека, который чувствует обиду, ощущать свою вину за возникший конфликт.
-
- Я извиняюсь за то, что ты не так всё понял.
-
- Мне жаль, что ты воспринимаешь всё так близко к сердцу.
- Извинение с условием. В таких случаях человек не признаёт свою вину, а лишь предполагает, что сделал что-то не так.
-
- Прости, если мои слова задели тебя.
-
- Извини, если сделал что-то не так.
- Неуверенные извинения. Ставят под вопрос правильность действий, но позволяют не брать ответственность их за последствия.
-
- Наверное, это было не лучшая идея.
-
- Наверное, мне не стоило этого делать.
-
- Вероятно, я не должен был этого говорить.
- Повторение. Человек не извиняется на самом деле, а лишь говорит, что уже когда-то это делал, подразумевая, что дело закрыто и он не хочет возвращаться к обсуждению, даже если на самом деле это не так.
-
- Я уже сказал: прости.
-
- Я уже сказал, что не хотел тебя обидеть.
- Выражение сожаления. За сожалением должно следовать извинение, иначе есть вероятность, что человек не видит своей вины в случившемся.
-
- Мне жаль, что тебя это расстроило.
-
- Я сожалею, что так вышло.
- Извинение без извинения. Утверждение позиции, из которой нанесение обиды невозможно с целью создать ситуацию, в которой извинения излишни.
-
- Ты же знаешь, что я всегда говорю об этом в шутку.
-
- Ты же знаешь, что я не хотел тебя обидеть.
- Извинения по чьему-то указанию. Они подразумевают, что человек не чувствует своей вины и отказывается её признавать, но идёт на этот шаг только лишь потому, что кто-то посоветовал им это сделать.
-
- Твоя подруга сказала мне, что я должен извиниться перед тобой.
-
- Моя мама говорит, что я виноват и должен извиниться.
- Коммерческое извинение. Человек ставит условие, при котором он принесёт извинение. Звучит вынужденно и неискренне.
-
- Я извинюсь, если ты так хочешь.
-
- Я извинюсь, если ты успокоишься.
-
- Я извинюсь, но ты должен пообещать мне, что перестанешь злиться.
- Извинения с «но». Цель таких извинений всегда состоит в том, чтобы снять с себя ответственность и переложить вину на другого.
-
- Прости, но ты сам всё начал.
-
- Прости, но я говорил то, что думаю.
-
- Прости, но ты не так всё понял.
- Раздражённые извинения. Такие извинения могут только обидеть ещё больше.
-
- О боже! Прости! Всё?!
-
- Прости. А теперь успокойся ради бога.
-
- Мне на колени перед тобой встать?
Иногда нарциссические личности могут даже произносить длинные речи, в которых вы услышите несколько типов «избегающих» извинений, но так и не обнаружите искреннего раскаяния. Искренние извинения не содержат условного и сослагательного наклонений, произносятся спокойным тоном, без раздражения. Когда человек действительно проанализировал свои действия и понял ошибку, это можно услышать в его словах. Человек, который действительно сожалеет и извиняется от чистого сердца проявляет достаточный уровень эмпатии, чтобы увидеть ситуацию с точки зрения другой стороны и почувствовать, как могут ранить его действия. Нарциссы обычно не способно на сострадание и эмпатию, и это мешает им дать объективную оценку самим себе.