Учение о бессознательном, разработанное Зигмундом Фрейдом, хотя и вызвало в свое время множество споров, стало одной из основ в современной психотерапии.
Бессознательное – это часть нашей психики, которую мы не можем опознать, анализировать или изменить. Также существует понятие «подсознательное», которое часто употребляют как синоним «бессознательного», но они имеют разные значения. Подсознательное состоит из психических процессов, которые не находятся в фокусе сознания человека, но тем не менее влияют на его поведение. Чувства, эмоции, воспоминания, которые под влиянием определённых факторов когда-то были подавлены, переходят из подсознательного в бессознательное. Они могут оказывать сильное влияние на поведение человека, на то, как он выстраивает отношения, реагирует на стрессовые ситуации и принимает решения. Можно сказать, что бессознательное – это внутренний кукловод, который дергает за ниточки, в то время как кукла думает, что она двигается по своей воле.
Теперь разберем несколько примеров
Например, когда человек оказывается в конфликтной ситуации, его бессознательным ответом может быть «бей», «беги» или «замри». То есть, он будет нападать в ответ на обвинения, избегать конфронтации и уходить от ответов, либо становиться эмоционально недоступным. Ни одна из этих реакций не приведет к рациональному и продуктивному разрешению конфликта именно потому, что «автоматический» ответ срабатывает скорее, чем человек успевает полностью осмыслить происходящее и принять обдуманное решение.
Стоит отметить, что большинство схем деструктивного поведения и негативного мышления – работа бессознательного. Часто они закладываются туда еще в раннем возрасте с помощью родителей или опекунов. Со временем ребенок перенимает их взгляд на себя и во взрослом возрасте продолжает негативный внутренний монолог. Таким образом, человек не получает возможности отрефлексировать формирование этих установок, которое происходит в раннем возрасте и в дальнейшем воспринимается как часть собственной идентичности, а не нечто чужеродное.
Большинство современных направлений психотерапии нацелены на то, чтобы помочь пациенту изменить деструктивные модели поведения, воспроизводящиеся на бессознательном уровне. Такие подходы как, например, гештальт-терапия, соматическое переживание, эмоционально-фокусированная терапия берут за основу эмоции и психологические реакции человека. Подходы вроде позитивной психологии, бихевиоризма и когнитивно-поведенческой терапии опираются на рационализирующие способности пациента.
Бессознательное работает очень «гладко», поэтому люди во взрослом возрасте могут продолжать использовать незрелые схемы поведения потому, что они сформировались на бессознательном уровне достаточно давно. Продолжая жить под влиянием неосознаваемых реакций, люди аргументируют это тем, что «они такие, какие есть», «это в их природе». Если когда-то в детстве они использовали гнев от родителей во благо себе, то они будут использовать его как основной инструмент защиты. Испытав однажды разочарование и горечь отказа, человек может избегать любых социальных взаимодействий, даже если одиночество оказывается еще хуже, чем быть отвергнутым.
Цель человека, находящегося в процессе терапии – понять, какое влияние оказывают на него эти паттерны поведения и почему с ними стоит работать. Наиболее сложным оказывается этап признания этих схем, их искусственной природы, ведь большинство из нас просто считает их частью своего характера, индивидуальности, а терапия, следовательно – это посягательство на самобытность индивида. Именно по этой причине многие отказываются от работы над собой, не желая избавляться от того, что позволяло реагировать на дискомфорт моментально и категорично. Сознательный подход требует больших эмоциональных и интеллектуальных усилий. Избавление от бессознательных моделей поведение ведёт за собой передачу контроля сознанию, за чем непременно следует большее чувство ответственности. И всё же усилия стоят того, чтобы наконец-то перестать быть куклой и стать хозяином собственной жизни.