Продуктивное управление, основанное на достижении автономии – это новый тренд в сфере управления персоналом, который пришел из педагогики. Его главной особенностью является ориентация на выработку внутренней мотивации у людей, увеличив таким образом их производительность. Данная теория строится на принципе из психологии, который гласит, что люди достигают наивысшего уровня работоспособности только при условии, что удовлетворены их базовые потребности. Одной из таких потребностей является автономность. Установление автономности на рабочих местах – задача людей, занимающих руководящие должности. Им рекомендуется не командовать, а мягко направлять своих подчиненных, выступать скорее лидером и соратником, а не строгим начальником. Установление автономности возможно благодаря использованию следующих стратегий поведения:
- Измените точку зрения. Чтобы лучше понять ситуацию, вам нужно поставить себя на место другого человека. Помните, что вы все еще в одной команде и сотрудники иногда знают больше рабочих нюансов, нежели руководители. Вам следует занять открытую и гибкую позицию по отношению к другим работникам, чтобы выяснить, почему ваши мнения разнятся. Не относитесь к ним, как к противнику — вы в одной команде. Дайте человеку понять, что для вас важны его идеи и мысли, а ваша цель – оптимизировать процесс с помощью обмена мнениями и диалога.
- Используйте следующие фразы: «Если я правильно тебя понимаю…», «насколько я понял, ты хочешь сказать, что…». Предложите сотруднику поделиться его взглядом на происходящее: «Как бы ты поступил на моем месте?». Не пользуйтесь авторитетом для навязывания своей точки зрения, даже если предлагаемая альтернатива для вас неприемлема. Поблагодарите сотрудника за ценную мысль, пообещайте вернуться к ней в будущем, но отметьте, что сейчас, учитывая все обстоятельства, лучше действовать иным образом.
- Правильно излагайте задачи. Немногие люди могут показывать хорошие результаты, находясь под постоянным жёстким контролем. Чтобы помогать своим сотрудникам восполнить потребность в автономии, предлагайте им альтернативные способы выполнения рабочих задач. Главное – дать им четкое понимание того, какой результат хотите видеть, и предоставить возможность выбирать путь его достижения самостоятельно. Таким образом вы позволяете людям подойти к выполнению работы с собственной инициативой, креативностью и энтузиазмом, что позволяет им почувствовать личный интерес к делу и, соответственно, автономность. Чтобы достичь этого, избегайте приказов и жестких указаний. Первым делом озвучьте задание и спросите у сотрудников, что они думают по этому поводу и какими способами предложили бы его решать. Вы можете поддержать ту или иную идею, открыто поддержать и выразить уверенность в успешном выполнении задания.
- Объясняйте свою точку зрения. Привычка раздавать указания без всяких объяснений разрушает автономность. Если вы привыкли пользоваться аргументом «потому что я так сказал», то, скорее всего, ваши сотрудники чувствуют себя роботами, автоматически выполняющими задания, и это в конечном счете приведет к выгоранию. Если вы возьмете в привычку объяснять сотрудникам мотивацию к выполнению задания, то они будут чувствовать свой труд более значимым и будут подходить к задачам с большим вниманием, даже если они кажутся неинтересными. Для этого используйте такие фразы как: «Это задание поможет нам достичь…» или «Это пригодиться тебе/нам для…».
- Оставьте место для эмоций. Конфликты неизбежны, и справляться с ними тоже стоит мудро. Начальникам стоит быть готовыми к тому, что в рабочем процессе будут появляться монотонные, утомляющие, неинтересные задания. Вы не можете избавить от них своих работников, но вы в силах оказать персоналу психологическую поддержку, дав понять, что их чувства полностью оправданы и естественны. Таким образом вы окажете человеку необходимую поддержку для преодоления трудности. Даже самое нелегкое или неинтересное задание может быть выполнено качественно, если вы объясните человеку для чего его нужно сделать и поможете ему признать и принять негативные чувства. Вы можете сказать: «Я знаю, что это не очень неинтересно, но…», «Я знаю, что ты ждешь более интересных заданий, но пока что нам приходится/необходимо работать с этим…».
- Будьте вежливы. Когда вы даете задания своим подчиненным очень важно соблюдать вежливый и дружелюбный тон, а не стремиться облечь любую просьбу в жесткое требование. Вы можете сделать ударение на срочности или необходимости вежливо. Вместо «сделай это немедленно», скажите «это задача первостепенной важности, ее нужно выполнить как можно скорее». Чтобы достичь нужного результата, говорите более низким и медленным голосом, используйте маркеры вежливости в речи.
Выстраивая общение с подчиненными таким образом, начальник создает доверительные отношения в коллективе, где все сотрудники чувствуют себя вовлеченными в рабочий процесс, осознают важность и значимость своей работы. Благоприятная атмосфера на рабочем месте – это важнейший фактор для успеха всей компании.