Обратная связь — в широком смысле — это ответная реакция человека на получаемую информацию или совершаемое действие. Она широко используется как инструмент для изменения поведения (в лучшую сторону) в социальном взаимодействии или в обучении. Чаще всего обратной связью пользуются HR специалисты.
Предоставление обратной связи сотруднику — это неотъемлемый элемент корпоративной культуры. Если сотрудники не получают фидбек о своей работе, им трудно понять, какой результат приносит их труд для компании, в которой они работают.
Цель обратной связи заключается в том, чтобы исправить действия работника и направить его в верную сторону, где он будет максимально продуктивным и полезным.
Можно выделить, как минимум, три вида обратной связи:
- Поддерживающая. Цель этой обратной связи — дать сотруднику поддержку и обеспечить его мотивацией, которая необходима для обозначения точек роста. Многие работодатели и HR специалисты пренебрегают этим видом обратной связи, так как хвалить других людей достаточно трудно, к тому же, они боятся перехвалить сотрудника, тем самым снизив его эффективную работу, но это не так. Поддержка необходима, особенно, когда человек работает в компании недавно. Он может не знать всех требований и правил данной компании, так как привык работать по другим, ему необходимы время и поддержка, для того, чтобы перестроиться.
- Корректирующая. Цель такой обратной связи — найти и указать на ошибку, объяснить, почему это является ей и помочь исправить. В таких случаях продвинутые компании активно пользуются моделью ПРЧБ BOFF (Поведение (Behaviors), Результат (Outcome), Чувства (Feelings), Будущее (Future)), которая помогает определить и скорректировать проблему.
- Развивающая. Цель развивающей связи — помочь человеку раскрыться, развивать и улучшать его навыки. Это наиболее подходящая обратная связь для новичков во время испытательного срока. Лучше использовать ее по окончании определенных периодов или задач, чтобы можно было подводить итог и проводить его анализ, с последующим разбиением информации “по полочкам”.
Уметь правильно реагировать на критику — важное качество, ведь многие люди обижаются, когда им указывают на ошибки и говорят стать лучше. Помимо того, что сотрудник чувствует себя деморализованными и обиженными, критика и советы часто заставляют злиться на человека, дающего обратную связь. Это свойственно новичкам. Настоящего профессионала отличает его способность распознавать и ценить обратную связь, как неотъемлемую часть карьерного роста. На самом деле, некоторые из самых успешных сотрудников не просто изящно справляются с конструктивной критикой, они преуспевают в ней. Важно отметить, что они понимают положительный подтекст обратной связи — кто-то уделяет пристальное внимание их работе и хочет, чтобы они становились лучше.
Есть 3 способа изменить свое отношение к обратной связи, но прежде всего, необходимо понять, почему она необходима:
- Обратная связь позволяет узнать ваши сильные и слабые стороны и использовать это в свою пользу;
- Дает возможность понять вам, вашему начальству и коллегам, что вы настроены на рост и развитие;
- Учит объективно оценивать свои действия, без жалости к себе.
Обратная связь не всегда бывает положительной, когда вас хвалят и ставят в пример, она также может быть и отрицательной, когда вас критикуют. Важно, как вы реагируете на нее, ведь любая обратная связь может быть полезной, если уметь делать выводы и исправлять ошибки, стремясь становиться лучше, профессиональнее и увереннее в себе и своих навыках.