Важным показателем хорошего работодателя является умение создать сплоченный коллектив и благоприятную рабочую среду. Будь то малый бизнес или крупные корпорации с сотнями тысяч сотрудников – всё держится на людях, поэтому важно относиться к ним не как к винтикам, приводящим в движение сложную машину, а как к личностям, для которых работа является лишь частью большой и сложной жизни. Когда у человека случаются проблемы, пусть и не связанные с работой, важно, чтобы работодатель мог оказать моральную поддержку.
Шокирующие события оказывают влияние на всех без исключения, но стратегии переживания у всех разные. Некоторые люди могут сохранять оптимизм, другие скрывают свои эмоции, кто-то может впадать в депрессию. Важно, чтобы человек не замыкался в себе и всегда мог без страха поделиться своими мыслями и чувствами. Рассмотрим решение этой проблемы более подробно.
Обсуждение с коллегами может снизить градус напряженности и «заземлить» человека, который особенно остро переживает какие-либо ситуации. В связи с этим необходимо организовать места для общения сотрудников, причём сейчас важно подумать как об онлайн, так и об офлайн пространствах.
К сожалению, во многих случаях товарищеской поддержки бывает недостаточно, поэтому компаниям стоит позаботиться о том, чтобы в штабе числился психолог, который сможет оказать профессиональную помощь. Если нет возможности нанять психолога, то эту роль могут взять на себя сотрудники по работе с персоналом или эйчары. Они должны проводить инструктаж по поддержанию морального здоровья и своевременно замечать, когда кому-либо из коллектива требуется психологическая помощь. Заметить человека, которому приходится особенно трудно, бывает несложно: на фоне стресса падает трудовая производительность, ухудшается общее физическое состояние.
Однако стоит иметь в виду, что бывают прямо противоположные ситуации: в качестве защитной реакции на шокирующую ситуацию человек с головой уходит в работу, приходит раньше, уходит позже или даже ночует в офисе. Нельзя оставлять такие действия без внимания, ведь постоянное моральное напряжение вместе со сверхурочной работой и переутомлением может привести к заболеваниям.
Лучше всего не ждать, пока сотрудник начнёт проявлять видимые симптомы стресса, а регулярно организовывать с коллективом беседы и тренинги о моральном здоровье. И хорошо, если штатный психолог или специалист по работе с персоналом найдет возможность время от времени проводить дружеские беседы с каждым сотрудником отдельно, чтобы узнать о его моральном и физическом состоянии и вовремя оказать посильную помощь. Важно, чтобы сотрудники доверяли специалистам, поэтому соответствующая работа должна вестись постоянно, иначе может возникнуть ощущение, что всё делается «для галочки», а в таком случае на установление доверия можно не рассчитывать.
Необходимо установить не только горизонтальную, но и вертикальную схему доверия. Следует исключить любую вероятность неопределённости в компании, а это значит, что руководству нужно говорить открыто с сотрудниками о планах компании и возможных проблемах, с которыми придётся столкнуться и конечно же о предпринятых мерах. Если компания большая, то желательно наладить канал связи между секторами, чтобы сотрудники из разных отделов узнавали все новости и не чувствовали себя исключёнными из важных событий в жизни предприятия.
В настоящих реалиях немаловажно предусматривать возможность смешанного графика работы. События недавней пандемии продемонстрировали, что многие сотрудники могут успешно работать из дома. В нестабильных и стрессовых периодах следует обеспечить для работника наиболее комфортную рабочую среду, и для многих людей таковой является дом. Тем не менее во время удалённой работы с работодателя не снимается ответственность за моральное благополучие коллектива, поэтому стоит наладить способы отслеживания состояния работников онлайн, путём создания чатов или групп, чтобы сотрудники могли поддерживать друг друга морально.
Когда в мире царит неопределённость и нестабильность, у многих рушатся планы и уходит почва из-под ног, важно дать людям опору и ощущение стабильности на рабочем месте. Причем создавать благоприятную атмосферу стоит последовательно и системно, чтобы она действовала слаженно вне зависимости от внешних факторов.