Работа в коллективе предполагает постоянную коммуникацию всех его членов, потому что каждый назначен выполнять определённые задачи, чтобы продолжал работать огромный процесс. Приведение в работу любого механизма требует слаженности и координации между всеми «винтиками» в нём, поэтому если по какой-то причине один из членов коллектива не делится своими идеями, не высказывает своё мнение, то могут возникнуть неполадки. Если вы хотите создать благоприятную рабочую среду в своём коллективе, то вам стоит научиться технике, которую используют психотерапевты для того, чтобы инициировать открытый разговор с человеком. Но прежде, чем мы перейдём к её описанию, стоит разобраться, почему некоторые люди в команде никогда не говорят на встречах и совещаниях, даже если им есть, что сказать.
- Они считают, что не обладают достаточным авторитетом. Они всегда добросовестно выполняют назначенную им работу, даже если сами считают принятое решение не совсем удачным. Им кажется, что не в их силах что-либо изменить и при принятии решений их мнение даже не будут рассматривать. Они не видят смысла в том, чтобы прилагать усилия для формулирования и высказывания мысли, которую никто не воспримет всерьёз.
- Молчание также часто связано с личными чертами характера человека, такими как застенчивость и стеснительность. Стеснительным людям может быть сложно говорить в присутствии большого количества людей не только морально, но даже физически. Они начинают заикаться, забывать слова, говорить сбивчиво. Зная заранее, что это произойдёт, они не хотят ставить себя в неловкое положение и привлекать к себе внимание, которое также заставит их краснеть, потеть и задыхаться.
- Иногда человек преследует некоторые личные интересы в принятии решения. Например, он выиграет финансово или знает, что это облегчит его часть работы. Эти интересы вполне понятны в рабочей среде, поэтому остальные их также должны учитывать.
- Вероятно, одной из наиболее частотных причин молчания в коллективе является негативная атмосфера в нём. Если люди, стоящие выше по должности, упрямы, манипулятивны, склонны к высмеиванию и обесцениванию работы других (называя это мотивацией), то вполне ожидаемо, что большинство людей в коллективе не будет добровольно делать себя их мишенью и высказывать мысли, которые им могут не понравиться и спровоцировать бурную негативную реакцию.
Ситуацию можно исправить посредством использования техники разговора, которая поможет человеку говорить на собраниях. Фразы типа: «скажи что-нибудь», «может быть ты хочешь что-то добавить» обычно будут встречены отрицательным ответом. Поверхностные вопросы вызывают поверхностную реакцию. Если хотите услышать, что человек действительно думает, то нужно применить технику, которую психотерапевты называют «раскрытие процесса разговора». Она подразумевает под собой направление беседы в такое русло, где мы говорим о том, как мы говорим. Использование техники подразумевает больше внимания к тому, как и почему люди хотят или не хотят говорить, а не к тому, что они говорят. Например, вы можете обратиться к молчаливому коллеге с фразой: «Мы сегодня не услышали твоего мнения. Какие мысли тебе мешают высказаться?». Если человек отвечает с ноткой вызова в голосе, что может свидетельствовать о включении защитной реакции, ответьте: «Я вижу, что ты очень неравнодушен к этому вопросу. Расскажи подробнее, о чем ты думаешь в связи с этим». Такие вопросы помогают привести человека к высказыванию своих настоящих мыслей, обходя сдерживающие его конвенции.
Обсуждение в рабочем коллективе очень важно для создания продуктивной рабочей атмосферы. Люди, которые чувствуют свою значимость на работе, подходят к выполнению своих задач с большей ответственностью и мотивацией. И даже если ваши попытки услышать мнение от молчаливых коллег поначалу останутся без результата, для них это может послужить тем самым долгожданным сигналом о том, что их мнение важно и его хотят слышать.