Переговоры, собеседования, деловые встречи и просто общение в рабочем коллективе — неотъемлемые составляющие в жизни каждого рабочего человека. Для экстравертов разговор не представляет проблему, наоборот это люди, чей тип личности ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, на ведение переговоров. Они активны, инициативны, общительны, уверены в себе и любят находиться в центре внимания. Что касается интровертов, им приходится нелегко. Люди такого типа личности предпочитают уединение шумной толпе, отличаются замкнутым поведением. Их монолог направлен внутрь себя, диалог или общение в широком кругу приносит большой дискомфорт, в обществе они чаще занимают позицию наблюдателя.
Однако, и интроверты могут быть сильными переговорщиками.
Любое качество человека можно рассмотреть с разных точек зрения, и превратить его слабые стороны в сильные. Интроверты очень вдумчивые люди, то, что они молчаливы является плюсом в том плане, что они всегда внимательно слушают собеседника, к тому же, прежде, чем что-то сказать они тщательно обдумывают свои слова. Эти качества важны для сильного переговорщика, спокойный, аргументированный диалог принесет больше плодов, чем грубое отстаивание своей позиции, когда слова другого не берутся в расчет, потому что их не слышат, продвигая лишь свои интересы и выгоды.
Более того, сейчас, в эпоху диджитализации, интровертам открывается все больше новых возможностей. Компании часто устраивают онлайн собеседования, удаленная работа становится реальной. Общение может происходить лицом к лицу, но находясь на разных континентах и в разных часовых поясах. Когда не используются каналы реального общения, на помощь приходят асинхронные формы: электронная почта, мессенджеры. Поскольку вербальное общение является ахиллесовой пятой интровертов, поиск альтернативных путей, удаленной работы, онлайн способов общения — может стать отличным вариантом для решения проблемы.
В идеале, переговоры должны приводить к результату, который устраивает обе стороны, это не игра, где есть выигравшие и проигравшие. Разные участники преследуют разные цели, стремятся к разным результатам, по-разному воспринимают ситуацию, что для одного норма, для другого абсолютно неприемлемо. Для этого и используются переговоры, чтобы люди могли приходить к общему знаменателю путем беседы, в которой учтены интересы обеих сторон и где каждый готов пойти на уступки ради общего блага.
Анализ переговоров — развивающаяся область где-то между анализом решений и теорией игр, которая занимается разработкой теорий и полезных советов для участников переговоров. Важно отметить, что речь идет о переговорах, как средстве коммуникации между сторонами для достижения общей цели. Это может быть торг в магазине, договор с ребенком, и, конечно, деловые переговоры. Не важно, кто вы и с какой целью ведете свои переговоры. Важно уметь правильно преподнести себя и донести свои мысли, и здесь не важно, к какому типу личности вы относитесь.
Умение задавать правильные вопросы, правильно на них отвечать — является важным компонентом переговоров. Но знать, как спрашивать и отвечать, ничего не стоит без умения слушать и слышать. Убедитесь в том, что вы понимаете и трезво оцениваете позиции обеих сторон, уважаете и принимаете мнения, отличающиеся от вашего, готовы пойти на уступки и найти взаимовыгодный выход из ситуации. Когда вы научитесь это делать, в переговорах вам не будет равных.