Больше двадцати лет назад вышла книга Джудит Батлер «Гендерное беспокойство», в которой автор последовательно доказывает, что и пол, и гендер – это лишь общественные конструкты, которые навязываются человеку через различные социальные практики. Тезисы книги по сей день вызывают споры и бурные обсуждения, и всё же сейчас мы знаем наверняка, что очень многие различия в поведении мужчин и женщин обусловлены не физиологией, а воспитанием, основанным на традиционном представлении о гендерных ролях. Причем, воспитание в самом широком смысле, выходящее за рамки семьи, охватывающее влияние всего общества на формирование личности ребёнка.
Если обобщить, то основная проблема в воспитании девочек, сохранившаяся в современном обществе, состоит в том, что их учат угождать людям, быть скромными, задумчивыми, милыми и тихими. Мальчиков же наставляют быть упорными, настойчивыми и смелыми. Такая модель воспитания построена на традиционном представлении о том, что женщины должны быть «хранительницами очага», а мужчины – «добытчиками». Очевидно, что сами по себе эти черты не являются гендерно-маркированными и могут присутствовать у представителей обоих полов, но определённые модели поведения и установки взрослых могут оказать негативное влияние на врождённый потенциал ребёнка. Поэтому далее мы рассмотрим, что мы должны делать, чтобы воспитать смелое и сильное поколение молодых девушек.
Американские психологи говорят, что у девочек, которых в детстве учат быть «послушными» и «рассудительными» может развиться состояние под названием «фиксированное мышление». Люди с фиксированным мышлением смотрят на своё развитие, скорее, как на отрезок, а не луч, то есть полагают, что их способности и навыки статичны и их нельзя изменить. Поэтому они всегда выбирают лишь проверенные способы для решения задач и стремятся избегать трудностей, которые могут показать, что они не идеальны и не всезнающи. Они хотят всегда казаться лучшими, поэтому, если что-то не получается, они быстро сдаются. Мальчиков, в свою очередь, чаще всего хвалят за то, что они действуют упорно и не отступают перед препятствиями, что способствует развитию мышления роста, которое функционирует прямо противоположно, подталкивая человека к постоянному поиску наиболее эффективных путей личностного развития. Поэтому всех детей независимо от возраста нужно учить быть любознательными и мыслящими, делать акцент в воспитании не на том, чтобы ребёнок «был» умным или получал хорошие оценки, а на том, чтобы он хотел получать знания и хотел развиваться. Для этого нужно с младшей школы объяснять ребёнку настоящую ценность интеллекта и любознательности.
Установка, что девушки более эмоциональны и менее стабильны психологически также не имеет под собой достаточных оснований. Гибкость психики и устойчивость – качества, которые можно развить. Они необходимы всем нам, чтобы справляться со стрессом и иметь возможность развиваться в сложных жизненных ситуациях. Ни у кого нет гарантии на успех, но если человек обладает сильным характером, то у него есть гарантия, что он сможет обратить провал себе на пользу и в конце концов достичь всех поставленных целей.
Также для формирования сильной личности важными факторами оказываются способность к самосостраданию, самопрощению и уязвимость. Они напрямую связаны с тем, как мы действуем, когда сталкиваемся с неудачами и насколько сильно позволяем им влиять на себя. Не зря говорят, что мы сами являемся своими худшими критиками, ведь многие из нас часто преувеличивают масштаб своих неудач. Человек, не умеющий справляться с провалами, рискует своей самооценкой, потерей мотивации и развитием негативных установок, которые могут оказывать долгоиграющий отрицательный эффект на психику. И, как мы уже знаем, эта черта особенно характерна для людей с фиксированным типом мышления. Психолог из Стэнфордского университета Келли Макгонигал предлагает следующий алгоритм, помогающий самостоятельно справиться с психологическим ущербом, причинённым жизненной неудачей:
- Не пытайтесь внушить себе, что всё хорошо, если это не то, что вы чувствуете на самом деле. Примите свои эмоции, назовите их, дайте себе время на то, чтобы «переварить» все чувства.
- Поработайте над восприятием. Поймите, почему неудача – это нормально и в этом нет ничего страшного. Вы не первый и не последний человек, оказавшийся в такой ситуации, более того, вероятно, что-то подобное случится снова в будущем. Подобные вещи происходят абсолютно с каждым.
- Как вы утешаете любимого человека, когда он потерпел неудачу? Вам стоит говорить с собой точно так же. Вы – свой самый близкий человек и заслуживаете любви от себя.
Научите своих детей не бояться неудач, чтобы они выросли сильными и смелыми личностями. Правильное воспитание детей – это самый главный шаг к построению гуманного общества. Глядя на свою пятилетнюю или десятилетнюю дочь сегодня, вы не сможете сказать, захочет она стать учительницей, директором крупной IT-компании или домохозяйкой в будущем. И правда в том, что вам это не нужно. Ваша задача – воспитать доброго, сознательно, любознательного сострадательного человека, который не будет бояться жить так, как ему хочется. Если вам это удастся, то она будет счастлива, независимо от того, какой жизненный путь выберет. А для любящего родителя это самое главное.